Wir lernen Deutsch

Артикль (Der Artikel)
29.06.2019, 20:03

Морфология (Die Morphologie)

Артикль (Der Artikel)

 Общие сведения

При высказывании на немецком языке большую роль играет такое служебное слово как артикль. 

Артикль бывает двух видов: определенный (der bestimmte Artikel) и неопределенный артикль (der unbestimmte Artikel).

                                                  

                                             Определенный артикль                Неопределенный артикль

Единственное число         мужской род - der                         мужской род - ein

                                            женский род - die                         женский род -  eine

                                            средний род -  das                          средний род - ein

Множественное число                                   - die                            Отсутствует

  Артикль выполняет различные функции:

 - Он выступает в качестве служебного слова, показывая признак имени существительного:

                              der Mensch (человек)

                              die Stadt (город)

                              das Mädchen (девочка)

Поэтому он необходим при субстантивации любого слова:

              gehen (идти)- das Gehen (ходьба), fünf ( пять)-  die Fünf(пятерка).

- Он показывает род, число и падеж имени существительного. 

Например, р о д существительного: 

                                d e r  Mann (мужчина, человек) - имя существительное мужского рода, 

                               d i e  Frau (женщина, жена) - существительное женского рода, 

                               d a s  Kind ( дитя, ребёнок) - существительное среднего рода. 

Неопределенный артикль в отличие от определенного ясно указывает только на женский род. 

Сравните: 

                                 e i n Mann  -  e i n Kind;   но:  e i n e  Frau. 

Ч и с л о имени существительного 

единственное число        множественное числ

der Schüler            die Schüler

das Zimmer            die Zimmer

П а д е ж имени существительного

По артиклю можно определить падеж имени существительного, так как артикль изменяется в большей степени при склонении, чем существительное. 

                   Пример: der Vater - отец

                                  dem Vater - отцу

 - Артикль характеризует предмет, обозначаемый именем существительным, как определенный и неопределенный. 

   П р и м е р:

 - Артикль помогает отличать в высказывании новое, неизвестное от старого, известного. 

  Например, Da kommt e i n  Mädchen. (Тут пришла девочка). 

                     D a s Mädchen ist mir gut bekannt (Девочка мне хорошо знакома). 

Первые две функции выполняет в основном определённый артикль, так как его формы более четко показывают его род, число и падеж имени существительного, чем формы неопределенного артикля. 

    Т а б л и ц а склонений артиклей. 

                                   Определенный артикль

 

                              Неопределенный артикль

Обратите внимание на то, что артикль в некоторых падежах совпадает. Третью и четвертую функции выполняют оба артикля. Их противопоставление даёт возможность характеризовать предмет как определённый и неопределенный, как известный и неизвестный.

Определённый артикль часто сливается с предлогом. 

                     Например, Am Montag geht Mike zur (zu der) Schule. 

                                      В понедельник Майк идет в школу.

Определённый артикль мужского и среднего рода может сливаться с предлогом 

в дательном падеже единственного числа:

                                            an dem - am 

                                            bei dem - beim

Определённый артикль среднего рода может сливаться с предлогом и в винительном падеже:

                                          in das - ins,

                                          für das - fürs. 

Определенный артикль женского рода сливается только с предлогом zu:

                                           zu der - zur

Необходимо обратить внимание на то, что артикль, как правило, не стоит под ударением.

                                             Употребление артикля 

Итак:

Неопределенный артикль употребляется, когда говорят о предмете, не выделяя в нем особых признаков, отличающих его от других однородных предметов. 

1. Определенный артикль употребляется, когда говорят о предмете, в котором выделяются какие-то признаки, отличающие его от других однородных предметов. Признаки предметов часто выражаются определением. От характера определения зависит выбор артикля. 

Ниже даны примеры, показывающие влияние определения на употребление артикля.

 

1) Er kauft ein deutsches Buch. Он покупает книгу на немецком языке. 

1a) Er kauft das deutsche Buch für seine Mutter. Он покупает книгу на немецком языке для своей матери. 

2)Die Lehrerin spricht mit einem Schüler aus der 6.Klasse. Учительница разговаривает с учеником из 6 класса. 

2a) Die Lehrerin spricht mit dem besten Schüler unserer Klasse. Учительница разговаривает с лучшим учеником нашего класса. 

3)Hier liegt eine neue Tasche. Здесь лежит новая сумка. 

3a) Hier liegt die Tasche meiner Schwester. Здесь лежит сумка моей сестры. 

4) Auf dem Tisch steht eine kleine Vase. На столе стоит маленькая ваза. 

4a) Stell die Vase mit den Blumen auf den Tisch! Поставь вазу с цветами на стол! 

5) Sie liest eine interessante Zeitung. Она читает интересную газету. 

5а) Sie liest die heutige Zeitung. Она читает сегодняшнюю газету. 

П о я с н е н и я к примерам.

Если определение обозначает признак, который мало отличает данный предмет от других, то в этом случае употребляется неопределенный артикль (примеры 1,2,3,4,5).

Если же определение обозначает признак, в значительной степени отличающий этот предмет от других, то употребляется определенный артикль (примеры 1а, 2а, 3а, 4а, 5а). 

Именно поэтому определенный артикль стоит перед порядковыми числительными

( см. пример 1а),

перед именем прилагательным в превосходной степени (см. пример 2а)

и перед именем существительным, если определение выражено другим именем существительным в родительном падеже ( см. пример 3а)

или именем существительным с предлогом (см. пример 1а, 4а)

2. Неопределенный артикль употребляется в том случае, если предмет называется впервые и он неизвестен слушающему ( читающему), хотя говорящему ( пишущему) он известен. 

2. Определенный артикль употребляется в том случае, если предмет упоминается вторично и он уже известен как слушающему (читающему) так и говорящему ( пишущему). 

5. Кроме того, неопределенный артикль употребляется, если какой-либо предмет неизвестен ни слушающему (читающему), ни говорящему (пишущему). 

П р и м е р ы: Weißt du, ich habe eine Ausstellung besucht. 

                        Знаешь, я была на выставке. 

                        Weißt du, ich habe eine Ausstellung besucht. Die Ausstellung hat mir sehr gut gefallen. 

                        Знаешь, я была на выставке. Выставка мне очень понравилась.

                        Im Schulhof steht ein Mädchen. Kennst du sie?- Nein, ich kenne sie nicht. 

                        На школьном дворе стоит девочка. Ты ее знаешь?- Нет, я ее не знаю.

                        Es lebte einmal eine alte Frau. Sie war achtzig Jahre alt. 

                        Жила-была старая женщина. Ей было 80 лет.                     

                        Die alte Frau ging in die Gemüsegarten, holte Bohnen und wollte sie kochen.     

                        Она пошла в огород, принесла бобы и хотела их сварить. 

Кроме этих основных случаев употребления артиклей есть ещё и другие, очень распространённые в языке. 

6. Определенный артикль употребляется в следующих случаях: 

Если имя существительное обозначает не отдельный предмет, а весь вид данных предметов

( т. е. имеет обобщающее значение): 

Das Flugzeug ist das schnellste Verkehrsmittel des 20. Jahrhunderts. 

Самолёт - самое быстрое сообщение 20 века. 

Но иногда обобщающее значение может иметь и неопределенный артикль. 

Например, Ein Kind kann das verstehen. - Это может понять и ребёнок. 

Когда в данной ситуации предметы, о которых идёт речь, знакомы слушающему (читающему) или говорящему (пишущему): 

Ist der Klassenleiter schon gekommen?Классный руководитель уже пришёл? 

Ich gehe sofort in die Schule!- Я сейчас же иду в школу!

Когда говорят о предметах, являющихся единственными в своём роде. 

К числу предметов, являющихся единственными в своём роде, относятся: названия звёзд, планет, стран света, времён года, месяцев, дней недели, рек, озёр, морей, океанов, гор, горных хребтов. 

Im (in dem) Herbst fliegen die Zugvögel nach dem Süden.- 

Осенью перелетные птицы улетают на юг. 

Der Atlantische Ozean erstreckt sich zwischen Europa und Amerika. - 

Атлантический океан простирается между Европой и Америкой. 

При обозначении названий улиц и площадей, зданий, учреждений, кораблей, газет и журналов. 

Например, Die Lenin - Straße ist die längste Straße Moskaus. - 

Улица Ленина самая длинная улица Москвы. 

При общеупотребительных именах абстрактных:

                  Das Leben ist so schön!  - Жизнь прекрасна!

Неопределенный артикль употребляется также ещё в следующих случаях:

после глаголов haben, bekommen, suchen, finden, sehen, sich wünschen и es gibt: 

Er hat eine Schwester. - У него есть сестра. 

Wir bekamen einen Brief von unseren Freunden. - Мы получили письмо от наших друзей. 

Auf diesem Foto sehen wir eine schöne Berglandschaft. - На этом фото мы видим прекрасный горный ландшафт. 

In diesem Institut gibt es einen ausgezeichneten Lesesaal. - В этом институте есть отличный читальный зал.

В именном сказуемом: Erfurt ist eine Blumenstadt. - Эрфурт - город цветов. 

                                       Das war eine wichtige Frage. - Это был важный вопрос.

П р и м е ч а н и е

Как видно из всех приведённых выше примеров, артикль на русский язык не переводится. 

Однако, в том случае, если говорящий (пишущий) хочет что-то выделить при помощи определенного артикля, то ударение падает на артикль и он переводится указательным местоимением э т о т или т о т в зависимости от общего смысла. 

Например, Das ist ja eben der Junge! - Это как раз и есть этот (тот) мальчик! 

                  Der Junge kann es schaffen. Этот ( тот) мальчик может это сделать. 

Неопределенный артикль иногда соответствует в русском языке местоимениям о д и н,

к а к о й-т о. 

      Например, 

                          Das hat mir ein Schriftsteller erzählt. - Это мне рассказал один писатель. 

                          Komm ans Telefon. Ein Mädchen ruft dich an. - Подойди к телефону. Тебе звонит какая-то девочка. 

Артикль отсутствует в следующих случаях:

1) если перед именем существительным стоит местоимение или количественное числительное.

Сравните:

                      der Kugelschreiber                шариковая ручка

               ноmeinKugelschreiber                моя шариковая ручка

                     dieserKugelschreiber             эта шариковая ручка

                     zwei Kugelschreiber               две шариковые ручки

                     alleKugelschreiber                 все шариковые ручки 

  Примечание.В некоторых случаях, например, когда речь идет о предметах, хорошо знакомых говорящим, перед сочетанием имени существительного с количественным числительным употребляется определенный артикль:

Hans, Karl und Erich sind gute Schwimmer.        Ганс, Карл и Эрих хорошие пловцы.

Die drei Freunde gehen oft zusammen  schwimmen. Трое друзей часто ходят вместе плавать.

2) во множественном числе, если в единственном числе имя существительное употреблено с неопределенным артиклем:

                 Hier steht eine Tasse.      Здесь стоит чашка.

                 Hier stehen Tassen.         Здесь стоят чашки.

3) в обращениях:

 Kinder, hört zu!                                        Дети, слушайте!

Junge, steh auf!                                        Мальчик, встань!

Anna, kommen Sie her!                            Анна, пойдите сюда!

Herr Iwanow, sind Sie morgen Abend frei!  Товарищ Иванов, вы свободны завтра вечером?            

Kollege Schmidt, wann haben Sie Ihre  Sprechstunden?  Коллега Шмидт, когда у вас приемные часы?

Herr Professor, darf ich Sie sprechen? Господин профессор, мне можно поговорить с вами?

4. если перед именем существительным стоит определение в родительном падеже:

Annas Elternsind Arbeiter.                Родители Анны рабочие.

5) при названиях городов и стран среднего рода:

Berlin liegt an der Spree.                     Берлин расположен на Шпрее.

  Paris ist die Hauptstadt Frankreichs.         Париж - столица Франции.

 

    Примечание.Однако если названия городов и стран среднего рода употребляются с определением, то им предшествует определенный артикль:

    Im jungen Tynda werden viele                   В молодой Тынде строится 

neue Wohnviertel gebaut.                      много новых жилых кварталов.

    Das heutige Afrika tritt gegen                    Африка сегодняшнего дня 

den Kolonialismus auf.                           выступает против колониализма.

    Названия стран женского рода употребляются с определенным артиклем:

    Wir leben in der Sowjetunion.                 Мы живем в Советском союзе.

   Genf befindet sich in der Schweiz.       Женева находится в Швейцарии.

   6.  перед именами собственными:

Bertolt Brecht ist ein weltbekannter Dramatiker. Бертольт Брехт - всемирно  известный драматург.

 Примечание.Однако имена собственные употребляются с определенным артиклем, если перед ними стоит определение:

   Schon mit acht Jahren gab der            Уже в восемь лет маленький 

kleine Ludwig van Beethoven sein      Людвиг ван Бетховен дал свой 

erstes Konzert.                                    первый концерт.

   7. при обозначении профессии, социальной или партийной принадлежности, национальности:

      Er ist Dreher.                                Он токарь.        

      Er ist Arbeiter.                              Он рабочий.

   Sie ist Deutsche.                            Она немка.

   ПримечаниеЕсли перед именем существительным, обозначающим профессию, социальную или партийную принадлежность, национальность и выступающим в качестве предактива, стоит определение, то употребление артикля, как правило неопределенного, обязательно.

       Er ist ein ausgezeichneter Dreher.   Он отличный токарь.

   8. часто в заголовках, в особенности газетных:

     Sensation des Jahrhunderts               Сенсация столетия

    9. при названии предметов преподавания и учения:

Dieser junge Lehrer unterrichtet Physik. Этот молодой учитель преподает физику. 

Er hat eine 4 in Deutsch  bekommen.   Он получил 4 по немецкому языку.

Sie hat keine Schwierigkeiten   in Mathe ( Mathematik).Она не испытывает никаких трудностей по математике.

     Обратите внимание: если имеется в виду область науки, то большею частью употребляется определенный артикль. 

Сравните:

 Er interessiert sich fur Kybernetik.                              Он интересуется кибернетикой.         

Er hat in der Kybernetik ein  neues Gesetz entdeckt.  Он открыл в кибернетике новый закон.

10. при именах вещественных:

Trinken Sie gern Kaffee?                             Вы охотно пьете кофе?

Gib mir bitte Zucker!                           Дай мне, пожалуйста сахара!

Geh in den Laden und kaufe  200 Gramm Butter! Пойди в магазин и купи 200 граммов масла!

Unser Land ist an Kohle, Erdöl und Eisen reich. Наша страна богата углем, нефтью и железом.

Messer und Gabeln macht man gewöhnlich aus Stahl. Ножи и вилки делают обычно из стали.

   Примечание. Если имеется в виду определенная часть вещества, употребляется определенный артикль.

   Например: 

Die Milch, die du gestern gekauft hast, schmeckt gut. Молоко, которое ты вчеракупил, вкусное.

   Das Brot von gestern ist schon trocken.    Вчерашний хлеб уже сухой.

11. часто перед именами абстрактными:

Durch Arbeit und nur durch  Arbeit kann der Mensch alles Schone auf der Erde schaffen. Трудом и только трудом человек может создать на земле все прекрасное.

    Uberall herrschte Stille.                                 Всюду царила тишина

Die Stille der Nacht beruhige  ihn.              Тишина ночи его успокоила.

      12. часто в устойчивых словосочетаниях, пословицах, поговорках:

Устойчивые словосочетания

 Alle wollten mit dieser Schauspielerin Bekanntschaft schließen.  Все хотели познакомиться с этой актрисой.

 Dieser Musiker spielte ausgezeichnet Geige. Этот музыкант замечательно играл на скрипке.

 Unser Lesebuch heißt "Schritt für Schritt". Наша книга для чтения называется "Шаг за шагом".

Пословицы и поговорки

     Wissen ist Macht.                                            Знание - сила.

      Mit Geduld und Zeit   kommt man weit.        Терпение и труд все перетрут.

      Morgenstunde hat Gold im Munde.               Утренний час дарит золотом нас.

      Friede ernahrt, Unfriede verzehrt.                  Мир создает, распря разрушает.

 

Упражнения по теме "Артикль"

Упражнение 1

Объясните употребление или отсутствие артиклей перед выделенными словами:

  1. Ich habe einen Bruder und eine Schwester. Mein Bruder ist 11 Jahre alt und die Schwester ist 22. 2. Die große russische Stadt St. Petersburg liegt an der Newa. 3. Kurt wohnt in einer schönen Stadt im Süden der Bundesrepublik. 3. In unserer Klasse stehen neun Schulbänke und ein Lehrertisch. 4. Links auf dem Tisch liegen Schulsachen. Das sind Annas Schulsachen. Ihre Schulsachen sind wie immer in Ordnung. 5. Ich trinke sehr gern Tee und mein Vater — Bier. 6. Das Wetter ist wunderschön heute — die Sonne scheint, es ist warm, der Himmel ist blau und es gibt dort keine Wolken. 7. Der Deutschlehrer kommt in die Klasse und die Stunde beginnt. 8. Seine Mutter ist Krankenschwester, die Frau arbeitet in einem Krankenhaus im Zentrum der Stadt. 9. Das Drama des großen deutschen Dichters Johann Wolfgang von Goethe „Faust" ist weltbekannt. 10. Ich schreibe heute einen Brief an meine Freundin .1 Dieser Ring ist sehr teuer, er ist aus Gold. 12. Der Vater meines Freundes fährt im Herbst nach Deutschland. 13. In der Literaturstunde schreiben die Schüler am Dienstag ein Diktat. 14. Brot, Milch, Fleisch, Butter, Fisch sind Lebensmittel und Limo, Kaffee, Cola, Bier sind Getränke. 15. Die Stadt ist nicht groß, aber es gibt hier ein Theater, drei Kinos, ein Kunstmuseum und eine Gemäldegalerie. 16. Touristen aus aller Welt besuchen gern die Dresdener Gemäldegalerie und bewundern ihre Kunstschätze. 17. Ich treibe gern Sport, aber nicht immer habe ich dafür Zeit. 18. Monntag ist der erste Tag der Woche. 19. Im Cafe bestellen wir Kaffee. Der Kaffee schmeckt sehr gut. 20. Die Katze ist ein Haustier und der Tiger ist schon ein Raubtier. 2 Der Herr dort links ist unser Professor. 22. Herr Müller ist Deutsche. 23. Die größte Stadt Deutschlands ist Berlin, es hat 3,5 Millionen Einwohner. 24. „Fräulein Eckardt! Zeigen Sie mir bitte diese Akten!" 25. Die größten Flüsse der Bundesrepublik Deutschland sind der Rhein, die Oder, die Elbe, der Main und die Donau. 26. Olgas Onkel ist Arzt von Beruf. Er ist ein guter Arzt. 27. Das ist ein Geschenk von meinem Großvater. 28. Und dieses Buch ist das Geburtstagsgeschenk meiner Mutter. 29. Kein Mädchen in der Klasse singt so schön wie Monika. 30. Nicht jeder Schüler unserer Klasse interessiert sich für Chemie.
  2. Упражнение 2

    Там, где нужно, поставьте определенный или неопределенный артикль:

    1. Nicht weit von meinem ... Haus steht ... kleine Kirche. Diese ... Kirche ist aus ... Holz. 2. Mein ... deutscher Freund heißt... Werner. 3.... höchste Berg im Kaukasus heißt... Elbrus. 4. Auf dem Tisch liegt... Heft. Das ist... Lenas Heft. 5. Da steht der Stuhl unseres Lehrers. 6. Das ist ... Buch. ... Buch ist sehr interessant. 7. In der Stadt Dresden in ... Deutschland befindet sich ... berühmte Gemäldegalerie und in ... Petersburg — ... Ermitage. 8. Diese ... Schülerin ist ordentlich und fleißig. Ihre Schulsachen sind immer in ... Ordnung. 9. Im Klassenzimmer sitzen zwei ... Kinder — ... Schüler und ... Schülerin. 10. Meine ... Schwester trinkt ... Milch gern. Ich trinke aber keine ... Milch. 11. ... Frau Schmidt geht in den Supermarket und kauft dort ... Wurst, ... Käse, ... Brot und ... Packung ... Kaffee. 12. An der Haltestelle steht... Frau.... Frau wartet auf den Bus. 13. ... erste Stunde in der Schule beginnt um 8 ... Uhr. ... Uhr im Schulkorridor zeigt schon halb neun. 14. Hast du ... Uhr? — Nein, ich habe keine ... Uhr. 15. ... Studenten arbeiten gut und schnell, sie übersetzen ... Text, machen ... Übungen und schreiben dann ... Diktat. ... Arbeit ist nicht schwer. 16. ... Wetter ist im Sommer gewöhnlich warm. 17.... Herbst ist da, es regnet oft. 18. Ich habe heute ... Zeit und wir gehen mit den Eltern ins Theater. 19. In unserer Stadt gibt es ... Theater, drei ... Museen und viele ... Kinos. 20. Der Fluß ... Donau ist kürzer als ... Wolga.

     

Темы по грамматике:

Введение в немецкую грамматику

Упражнения по теме "Артикль"

Когда артикль отсутствует

Категория: Материал по немецкому языку | Добавил: natazawialova
Просмотров: 7323 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar